tushinetc

Самый загадочный блогер России


Previous Entry Share Next Entry
Опера не для всех... или всё же для всех?
tushinetc
В Большом театре прошла интереснейшая дискуссия "Опера (не) для всех", в которой обсуждались проблемы современного восприятия оперы. Велись размышления, как привлечь молодёжь в оперу, что-то изменить в опере или всё же оставить? Спикерами обсуждения стали генеральный директор Большого театра Владимир Урин, режиссёр Василий Бархатов, учёный и психолог Татьяна Черниговская, музыкальный критик, журналист и композитор Пётр Поспелов, композитор Дмитрий Курляндский, журналистка Алёна Долецкая. Приятно, что эта дискуссия велась с помощью проекта Сбербанка "Говорим с театром", в котором предполагается ряд дискуссий о театре. И всё это посвящено фестивалю "Золотая маска" В некоторых местах споры были весьма жёстки и, надеюсь, все стороны вынесли для себя полезные выводы из дискуссии

IMG_1669.JPG

И вы знаете, мне показалось, что современные мэтры искусства не до конца понимают, что с современным зрителем нужно работать. Что пришли новые технологии, которые надо внедрять. Они как-то зациклилились на себе любимых. Единственный из присутствующих, который уловил современные тенденции, является Василий Бархатов. Остальные, к сожалению, просто не слышат зрителей.

Михаил Брацило, МосКультУРА: "Мы живём в мире современных технологий. А вам не кажется, что современная опера должна быть где-то часа полтора-два. Я не имею ввиду сокращение классических произведений. Я имею ввиду. что произведения современных авторов должны быть подстроены под это. И это приведёт в театр молодое поколение. И это будет финансово и коммерчески интерес театра затронут"

Дмитрий Курляндский: "Мы не говорим сейчас, конечно, что должна опера. Опера ничего не должна. Мы сейчас говорили о вашем взгляде, вашем представлении, что она должна именно конкретно вам в вашем случае, потому что я в "Электротеатре" имею возможность проводить концертную программу. Я ставлю очень разные эксперименты - от коротких концертов до концертов в восемь-девять часов ночных. И, вы знаете, молодая аудитория с удовольствием проводит ночь в "Электротеатре".

02. Дмитрий Курляндский
IMG_1514.JPG

Виктор Поспелов: "Это зависит именно от аудитории, от её уровня, от её количества. Если композитор пишет экспериментальные произведения для пятидесяти человек, то это они должны верить ему, слушать его и полностью вникнуть в его замысел. Если он пишет мюзикл, который должен прокатываться и иметь успех, то вполне возможно, что тут должно быть два отделения по часу и номер не должен длится более трёх минут".

03. Виктор Поспелов
IMG_1800.JPG

Василий Бархатов: "Но, как правило мировая тенденция идёт к тому, о чём вы говорили. И последние мировые премьеры в самых серьёзных театрах мира это как раз оперы формата час-полтора, ну час сорок от силы. Это одноактные современные произведения. В этом есть своя правда. Действительно, время меняется, скорости. Мы все привыкли к формату кино - девяносто минут, плюс-минус. Дальше зависит как в кино. Есть подольше кино, есть покороче кино. В зависимости для кого, кем оно создано. И также с оперой. В принципе в этом нет ничего кощунственного говорить так: "О, Боже! Как можно сократить. Опера должна идти только три часа". Нет, опера должна идти ровно столько, сколько ей хватит, чтобы донести то, что эта опера хочет донести.

04. Василий Бархатов
IMG_1821.JPG

Татьяна Черниговская: "Если мы согласны с положением на планете в роли существ, которые переваривают пищу, тогда можно и без оперы. А если у нас более серьёзные взгляды на своё место в мироздании, тогда без оперы нельзя. Люди живут не только в физическом мире, но и живут в мире знаков. И это знаки по договорённости. Потому что это признаки культуры. Культур много разных на планете. Для того, чтобы пользоваться этими языками культуры, нужно иметь ключ, код к шифру. Если у вас кода нет, то можно считать, что и объекта самого нет".

05. Татьяна Черниговская
IMG_1797.JPG

Василий Бархатов: "Для каждого человека, какой-то момент, какое-то событие должно привести его в оперный театр один раз, чисто попробовать. И дальше, если это не самый плохой театр на свете и не самый ужасный спектакль, то, возможно, он зайдёт и второй раз. Сюда могут привести какие-то нечаянно прослушанные лекции, может привести какой-то проект, будь то проект "Большая опера" или даже проект с поп-звёздами на Первом канале. главное, чтобы произошёл такой крик: "О...А ведь есть ещё и опера." Люди же ведь не ходят не потому, что есть оперный театр и я его обхожу. люди не ходят не специально, игнорируя оперный театр, а потому что они не считают это нужным для своей жизни. С публикой нужно работать, нужно с ней встречаться, нужно быть открытыми для публики, рассказывать. И если человек нечаянно зашёл в оперный театр, то там для него нужно создать все условия, для того, чтобы он понял, что тут происходит. В некоторых оперных домах, и в России сейчас это тоже практикуется, за полчаса до любого, не только премьерного спектакля, а любого другого, шеф-драматург театра рассказывает зрителям, которые захотели прийти пораньше и послушать, про композитора, про эту оперу, про режиссёра, про, на чём стоит акцентировать внимание, на чём не стоит. То есть они дают некие инструменты, который каждый потом может применить к тому, что он увидит".

Татьяна Черниговская: "Все считают, что искусство, это что-то вроде десерта. Я пришёл в театр отдохнуть. Но это глубочайшее заблуждение, но об этом не знает никто. Мы не берём специалистов, эстетов, интеллектуалов. Мы говорим о большом народе. Он считает, что ему должно быть приятно. Это огромная работа. слушатель производит огромную работу".

Алёна Долецкая: "Какие образовательные шаги в стиле 21 века от Большого театра можно ждать в ближайшее время?"

06. Алёна долецкая
IMG_1534.JPG

Владимир Урин: "Я не знаю, как ответить на этот вопрос. С моей стороны точки зрения, для меня очень важны посыл - нет более скучного искусства, чем опера и нет более прекрасного искусства, чем опера. Вот часто очень, когда я встречаюсь со своими зарубежными коллегами, которые борятся за своего зрителя и очень любят эти все программы образовательные, просвещенческие для того, чтобы привлекать зрителя к себе в театр, очень рассчитанные на молодого зрителя, я, всякий раз, существуя на их дискуссиях, выслушиваю их. Всё они говорят правильно, а я знаю только одно: ты приходишь на плохой спектакль и никакие образовательные программы не помогут".

07. Владимир Урин
IMG_1630.JPG

Вопрос из зала: "Я говорю о маленьких, которые девяносто процентов жизни проводят в телефонах, гаджетах и так далее и дойти до оперы для них, это большая проблема. И для того, чтобы найти с ними общий язык, не стоит ли задуматься о том, чтобы выйти в какие-то социальные сети, о том, чтобы делать какие-то трансляции в виртуальной реальности. Это для них что-то новое. Они с большими глазами с удовольствием это изучают. Это ставится камера на сцене и ребёнок погружается сразу же в действие. Он просто одевает очки, сидя дома и присутствует. Может стоит посмотреть на какие-то новые средства коммуникации с молодёжью?"

08.
IMG_1804.JPG

Василий Бархатов: "Я скажу как отец. Я сделаю всё для того, чтобы мои дочери и сын моей жены никогда не одели очки и не смотрели оперу в виртуальных очках. Нужно приучать к бумажным книгам, к хождению в театр, как к живому искусству, к живым голосам, к акустике. Мы на верном пути. Давайте постараемся подольше продержаться. Я за технологии. Просто всему нужна мера. Детей надо приводить в живой театр".

09.
IMG_1696.JPG

Ну и уже, когда закончилась встреча, я обратился к директору Большого театра Владимиру Урину, с просьбой пускать блогеров сообщества moscultura на спектакли театра, на которые они будут писать рецензии. Он посоветовал обратиться в пиар-службу театра. Напишу письмо и посмотрим, как там относятся к новым технологиям журналистики и пиара:)

10. Неформальное общение после дискуссии
IMG_1814.JPG

11.
IMG_1816.JPG

12.
IMG_1818.JPG

Здесь вы можете увидеть Полную запись дискуссии

Спасибо Сбербанку и лично Татьяне Магере за приглашение на интересную и нужную дискуссию

Подписывайтесь на самое культурное сообщество Москвы МосКультУра и вы сможете записываться на все самые интересные мероприятия в столице


promo tushinetc june 4, 2013 07:33 2
Buy for 10 tokens
Друзья, у меня появился промо - блок! Правила размещения: Не допускается реклама финансовых пирамид, порнографии, религиозных сект, всего, что нарушает законодательство РФ. Цена: всего 10 жетонов За злостное нарушение правил, доступ к размещению ссылок в промо-блоке будет запрещен автору…

  • 1
О, ты там был, супер!
Ждем ответ от пиар службы.
Конечно, смешные высказывания, про сокращения оперы)), спасибо, что еще не предложили писать оперу только стокатто), так же быстрее.
Недоумки какие-то).

Интересно это все. Честно скажу, я сама к опере равнодушна, но всегда радуюсь за тех кто в теме. И каждый раз надеюсь, что когда-нибудь тоже окажусь среди посвященных в прелесть этого таинства.

Кстати, что забавно, вот только прочитала твой пост, как коллеги перешли к обсуждению оперы и в два голоса утверждают, что заманить туда нормального человека - нереально. Если что - оба очень интеллигентные люди с высшим образованием. Сложный жанр, чего уж там.

Я оперу люблю, и для меня не проблема посмотреть ее в 3-4 действиях, первый раз я смотрела "Кармен" в 12 лет и была в восторге. В Большом мне нравится решение с переводом. Единственное, что останавливает, чтобы часто ходить - цена))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account