01. Марк Шагал. Иллюстрация к "Мёртвым душам" Гоголя
Одной из центральных фигур конца XIX начала XX века во Франции становится Амбруаз Воллар. Начав свою деятельность с торговли произведениями искусства за короткий срок агрессивный, предприимчивый и необыкновенно проницательный Воллар занимает ведущее место среди торговцев картинами в Париже. Его покупатели и русские коллекционеры Иван Морозов и Сергей Щукин. В галерее проходят выставки Эдуарда Мане, Ван Гога, первые выставки ещё мало извесстных Поля Сезанна и Пабло Пикассо.
02.
В 1900 году Воллар издаёт свою первую книгу, положившую начало жанру livre d'artiste - поэму Поля Верлена "Параллельно" с литографиями Боннара. Издание определило стандарт, которому Воллар следовал в совместных работах в livre d'artiste с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Жоржем Руо, Жоржем Браком и другими художниками на протяжении последующих сорока лет. Воллар успевает издать около тридцати печатных изданий с оригинальной графикой ведущих художников XX века. Ещё около десяти изданий были им подготовлены и завершены уже после его смерти другими издателями.
03.
В своих воспоминаниях Амбруаз Воллар подробно излагает историю написания им "Жизни святой Моники". Он хотел, чтобы книгу проиллюстрировал Пьер Боннар, но не решался заговорить с ним об этом. Помог случай. Однажды за завтраком один из гостей попросил прочесть несколько страниц из его книги. Присутствовавшему при этом Боннару текст показался любопытным. Воллар тут же воспользовался создавшейся ситуации и предложил художнику проиллюстрировать его работу. Боннар согласился сделать несколько рисунков. Однако Воллару удалось получить от него гораздо больше - сорок шесть иллюстраций и сто сорок восемь шмуцтитулов и концовок.
04.
05.
Издание романа "Сад пыток" Мирбо Воллар задумал в 1899 году. Иллюстрации к книге издатель заказал скульптору Огюсту Родену, который создал цикл рисунков обнажённой натуры. Эта работа, выполненная великим мастером, отличается особой энергией и эротизмом.
06.
07.
08.
В 1922 году Марк Шагал окончательно покидает Россию и направляется в Берлин. В сентябре 1923 года Шагал пребывает в Париж и встречается с Волларом. Издатель предлагает ему проиллюстрировать повесть графини де Сегюр ( урождённой Ростопчиной ) "Генерал Дуракин". Шагал предлагает Воллару "Мёртвые души" Гоголя. Тот соглашается. Шагал сразу приступает к работе. В 1931 году Шагал приступил к иллюстрированию "Ветхого завета".
09.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Идея издания произведения Бальзака "Неведомый шедевр", а также "Елена у Архимеда" Андре Суареса с иллюстрациями Пикассо принадлежит Воллару.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
С иллюстрацией романа Энжена Монфора блестяще справился Рауль Дюфи. Данное издание можно считать самым амбициозным проектом Воллар 1920-х годов.
24.
25.
26.
Несмотря на то, что Аристид Майоль более известен, как выдающийся скульптор, он часто обращался к графике. В 1927 году Майоль по заказу Воллара сделал сорок три офорта для сборника озорных любовных юношеских стихов Ронсара "Книжка шалостей". Это единственная работа Майоля в офорте.
27.
28.
29.
В начале 1930-х годов Амбруаз Воллар дважды обращался к Андре Дерену с предлжением выполнить ряд иллюстраций к задуманным им издательским проектам - "Рассказы и новеллы" Лафонтена и "Сатирикон" Петрония Арбитра. В 1934 году Дерен создаёт цикл из тридцати шести офортов к Петронию, тридцать три из которых впоследствии были включены в издание.
30.
31.
32.
33.
В период 1934-35 годов у Воллара выходят два издания с иллюстрациями Эдгара Дега "Заведение Телье" Ги де Мопассана и "Разговоры гетер" Лукиана. Впервые в своей издательской деятельности Воллар обратился к наследию художника спустя значительное время после его смерти. Воллар поставил перед собой сложную задачу: воспроизвести в технике офорта монотипии Дега таким образом, чтобы оттиски были практически неотличимы от оригинала. Он привлёк художника-гравёра Мориса Потена, который блестяще справился с задачей. В отдельных случаях Потену приходилось гравировать до трёх досок, чтобы добиться адекватного монотипии Дега сложного тонального изображения. На выполнение этой работы у гравёра ушло шесть лет.
34.
35.
36.
37.
В 1918 году Жорж Руо в письме предлагает Волларру иллюстрированный сборник стихов Бодлера. Также им были проиллюстрированы "Цирк" Суареса и "Король Убю" Альфреда Жарри
38.
39.
40.
Стоимость входа: 150 р.
Стоимость фотографирования: 100р.
Выставка работает: 17.11.2012-20.01.2013
Journal information