01. Яйцо с вензелем Александра I и с датой 1906 года скорее всего было заказано каким-то полком, к какой-то юбилейной дате. Сослуживцы дарили их к Пасхе, например.

Основу коллекции составляют подаренные вещи трёх человек: основателя Исторического музея И.Е.Забелина, Щукина и Бахрушина. Музей закупает многие предметы. Недавно была закуплена коллекция прялок почти из ста предметов у одного коллекционера. В первых книгах поступлений написано: "Куплено на торгу". Это может быть даже под стенами Кремля было куплено. Ещё есть вещи из старых поступлений. Когда произошла революция, многие семьи оставляли вещи на хранение в Историческом музее и уезжали за границу, в надежде вернуться. Исторический музей всегда славился своей удивительной сохранностью, тем, что он никогда не присваивал чужих вещей, но они так и остались здесь и тоже вошли в фонд. Также Государственный Исторический музей в советское время посылал экспедиции в различные уголки страны. И вот в 1920-1930-е годы, когда рылись водохранилища, строились плотины, а деревни затапливались при этом, сотрудники музея спасли множество уникальных предметов истории. Честь и хвала им за это!
02.

03. Предметы Полх-Майдана

Полховский Майдан - это единственный промысел, который организовался в 1920-1930-е годы 20-го века. Это типично советский промысел, но при этом он возник на основе потрясающей культуры Нижегородской области в Вознесенском районе. Сейчас промысел Полховский Майдан находится в стадии распада. Осталось буквально несколько семей, которые занимаются им. В 1960-1970-е годы был подъём этого промысла. Устраивалось много выставок, на которые ездили сотрудники Государственного Исторического музея и в коллекцию приобретали разные вещи. Характерны для Полх-Майдана грибы. А матрёшки совершенно отличаются от классических матрёшек.
04.

В 1960-70-е годы мастера расписывали яйца изображениями храмов.. Это тогда, когда на церковь не была в почёте. И почти на всех московских рынках можно было увидеть женщин с яйцами Полх-Майдана, которые этими яйцами торговали. Это был такой народный андерграунд. Они писали и птичек и рыбок, а также корабли и космос
05.

06. А это писанки из Западных областей Украины. Это настоящие яйца, из которых вытаскивается желток, а потом они расписываются

07.

08. Всеми любимая хохлома. Вот мебель, например. Её начали делать там в начале 20-го века. В Нижнем Новгороде появился меценат, у которого было много идей насчёт Хохломы, и их стали воплощать.

09.

10.

Существует несколько версий появления Хохломы. Считается, что бежавшие иконописцы с северных земель стали свою технику иконописи применять в разных вещах, бытовых предметах. Поэтому в конце 18-го века она была не такая, как сейчас.
11. А вот старая Хохлома, которую мы знаем. Долблёные чаши. Их делали всегда, даже в 1970-е годы, когда был расцвет промысла.

12. Это форма для киселя

13.

14. А это пивная кружка конца 18-го века

15.

16.

17. Экскурсию для блогеров блестяще провела Людмила Алексеевна Шуляк

18.

19. Игрушки Полх-Майдана 1950-1960-е годы

20. Семёновская матрёшка

21. Конь 19-го века

До сих пор московские семьи приносят в музей удивительные вещи. В отличии от Эрмитажа Государственный Исторический музей собирает не только шедевры. Музей показывает эпоху и время, историю нашей страны иногда на самых обыденных вещах. Есть вещи, которые характеризуют время. В художественном отношении они могут быть среднего уровня, но для выставок это самое главное.
22. Игра "Гусёк" - игра с древними истоками ведёт начало с 15-16 века в Италии. Это игра 18 века

23. Снова Хохлома работы мастера Веселова 1970-х годов.

24.

25. Шкатулка работы художника Подогова Н.Г. Роспись под фарфор

26.

27.

28.

29.

30. Автором первой матрёшки был художник Иван Малютин в начале 20-го века. Есть версия, что навеяло японскими игрушками. Мы видим уникальную матрёшку с петухом из первой серии. А рядом матрёшку-самурая, что укрепляет версию о японских истоках матрёшки.

31.

32.

33.

34. Всегда очень популярными были пасхальные яйца. Яйца из дерева были доступны по цене для населения.

35. Яйцо, сделанное скорее всего в Сергиевом Посаде, так как техника именно сергиевопосадских художников

36. Яйцо 1909 года. И внутри надпись: "28 апреля. Страстная суббота. Дорогой Юличке от любящего мужа Владимира"

37.

38.

39. Формы для папье-маше

40. Собака, которая гавкает. Реально. Действующая игрушка

41. Игрушки 19-го - начала 20-го века

42.

43.

44.

45.

46. Топорная игрушка. Да-да, топором такие вещи делали. Одним топором вырубали

47.

48.

49. Барыни. Тоже топором сделанные:)

50.

51.

Игрушки мастера Варганова. Он делает папье-маше, а жена расписывает
52.

53.

54.

55.

56. Соломенные игрушки из Белоруссии. Выставлялись в Манеже в 1960-х годах

57. Новогодние игрушки

58.

59. Конёк-горбунок

60.

61.

Композиции из Сергиева Посада к столетию Бородинской битвы
62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70. Лапы у медведя двигаются с помощью верёвочек

71.

72.

73.

74. Богородская игрушка

75.

76. Игрушки сделанные по эскизам Н.Д.Бартрама - создателя и директора первого музея игрушки, который сначала был открыт в Москве, а потом его перевели в Сергиев Посад. Кстати, это копилки

77. Игрушка сделанная мастерами школы Бартрама

78. Игрушки 18-19 веков

79.

80. Кстати, игрушка именная

81.

82. Ещё предмет из коллекции Полх-Майдана

83. Людмила Алексеевна Шуляк рассказывает блогерам об экспонатах

84.

Но это ещё не конец. Продолжение следует...
Спасибо Государственному Историческому Музею и лично Марии Пономарёвой за приглашение на такую уникальнейшую экскурсию.
Спасибо
Journal information