?

Log in

No account? Create an account

tushinetc

Самый загадочный блогер России


Previous Entry Share Next Entry
Музей канала имени Москвы
tushinetc
В посёлке Деденёво в здании Яхромской ГРС находится музей канала имени Москвы. Он был создан по инициативе администрации и ветеранов ФГБУ "Канал имени Москвы". Здесь можно увидеть редкие экспонаты: записные книжки участников строительства, схемы, чертежи, фотографии, инструменты каналармейцев.

01.
IMG_6502.jpg

Канал "Москва-Волга" строился с 1932 по 1937 годы усилиями заключённых. Сколько похоронено на дне канала неизвестно.

02.
IMG_6500.jpg

16 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала Москва-Волга, первоначально порученном Наркомводу СССР. При этом продолжали обсуждаться различные варианты трассы канала: Старицкий (от села Родня в нескольких километрах выше города Старица через Волоколамск с выходом на реку Истра); Шошинский (от города Корчева по линии Городище—Клин—Истра); наконец, Дмитровский.

03.
IMG_6560.jpg

На основании постановления СНК СССР № 758 от 1 сентября 1931 года приказами Наркомвода СССР № 142 от 8 сентября 1931 года и по Управлению строительства канала Москва-Волга № 1а от 1 сентября начальником строительства канала назначался П.Я. Бовин

04.
IMG_6565.jpg

Распоряжением председателя Моссовета Н. А. Булганина от 3 октября и приказом Управления строительства канала № 17 от 20 октября главным инженером Управления назначался, с 1 сентября и с ежемесячным окладом в 1200 рублей, Александр Иванович Фидман.

05.
IMG_6558.jpg

Постановлением СНК СССР от 10 октября было утверждено “Положение о государственном строительстве по сооружению канала Москва-Волга и Московского порта "Москаналстрой"

06.
IMG_6577.jpg

Однажды товарищ Сталин посетил строительство канала и увидел, что строители работают босиком. Он приказал за два часа обуть всех. Строителей обули, но начальников это не спасло от кары вождя. Они тоже пошли по этапу

07.
IMG_6610.jpg

Утвердили проект инженера Комаровского - Шошинский вариант. Канал должен был идти из реки Шоша. Но потом склонились к Дмитровскому варианту. Длина канала должна была составить 128 километров, объем земляных работ -151 млн. кубометров, а глубина канала лишь в нескольких местах достигала 30 метров, в основном не превышая 12 метров.

08.
IMG_6601.jpg

К весне 1937 г. было вынуто 151,4 миллиона кубометров земли, 56 миллионов кубометров гравия, песка и глины. Уложено 3 110 000 кубометров бетона и железобетона. Почти шесть с половиною миллионов квадратных метров откосов канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения канала потребовалось 35 тысяч тонн металлоконструкций, 2 350 000 кубометров лесоматериалов, 850 000 тонн цемента, около 7 000 000 кубометров камня и гравия, ПО миллионов штук кирпича. На строительстве канала работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5 750 электромоторов. К трассе канала были подведены железные дороги, по которым можно было увезти почти пятьдесят тысяч тонн груза.

09.
IMG_6602.jpg

Было построено одиннадцать шлюз. Их глубина - пять с половиною метров, длина - двести, ширина - тридцать метров. Днище шлюза, толщиною пять метров, составляло единое целое с железобетонными стенами. Верхние ворота представляли собой щиты, которые помогали удерживать воду в камерах. И нижние и верхние ворота изготавливались из металла и обшивались деревом. Для опорожнения камер были предусмотрены специальные галереи в нижней части шлюза, которые, если требовалось по технологии, можно было перекрывать специальными прочными металлическими щитами. Управление щитами было выведено в специальные башни, которые были размещены на каждой голове шлюза. Механизмы же приводились в движение с центрального пульта, а весь этот процесс был полностью автоматизирован.

10. Записная книжка
IMG_6604.jpg

Со строительством Химкинской плотины были определенные трудности. На канале Москва-Волга сооружались плотины двух типов - насыпные земляные и бетонные. Основой прочности плотины является так называемый "зуб" - огромный железобетонный якорь, помогающий плотине выдержать натиск воды. На этой стройке "зуб" был очень непростой конструкции и необычного масштаба. "Зуб" подобной величины впервые строился в нашей стране. Он состоял из 24 колодцев длиной по 8 с лишним метров, шириной более 3-х метров и высотой от 5,5 до 8 метров. "Зуб" этот на целый метр заглублялся в залегание очень прочной, так называемой юрской глины. Расстояние между колодцами заполнялось бетоном на ту же глубину, на которую опускались колодцы. Стенки колодцев были толщиной 0,7 метра и были сложены из бетона высокой марки. Внутреннюю полость также заполняли бетоном. Дела с колодцами осложнялись тем, что здесь были обнаружены стволы могучих дубов. За время, проведенное в земле, древесина затвердела и по прочности не уступала камню. Встречались и мощные огромные валуны.

11. Личные вещи строителей
IMG_6592.jpg

По воспоминаниям строителей канала, установку колец "зуба» по своей трудоемкости можно было сравнить со строительством египетских пирамид. Вначале копали вручную котлован под колодец глубиной около двух метров. Потом на дно котлована укладывали бревна диаметром около 20 см - по шестнадцать штук поперек колодца. Затем строили опалубку стен, затем - бетонирование стен колодца. Пять-семь дней бетон затвердевал. После чего опалубку снимали. И начиналось самое трудное. С помощью лебедок и тросов из колодца вынимали стволы дубов и валуны и начинали углублять колодец. Нужно было работать очень аккуратно, чтобы колодец не перекосило. Выемку грунта из-под бетонного колодца производили вручную, перекидывая его от середины колодца к стенам. Мог, например, возникнуть резкий выброс воды и разжиженного грунта в котлован, и колодец в течение трех минут наполнялся этой массой на глубину до трех метров. Тогда нужно было в аварийном порядке спасать людей, вычерпывать прорвавшуюся массу и продолжать дело дальше. Почти все время, пока шло опускание колодца, в котлован помимо выбросов грязи медленно просачивалась вода, которую постоянно откачивали насосы. Поступление этой воды прекращалось лишь после того, как «зуб» входил в юрскую глину.

12. В Дмитлаге была хоккейная команда. И вот такой приз ей подарили за победу в первенстве области
IMG_6633.jpg

23 марта 1937 года начали наполнение канала. Волгу остановили на три минуты. Мощнейший удар пришёлся на плотину, но она выдержала. К 17 апрелю все 128 километров канала были заполнены водой

13.
IMG_6636.jpg

Можно вспомнить о том, что многие города и деревни ушли под воду. Но если вдуматься, то без канала не было бы той Москвы, которую мы знаем сейчас. Именно волжскую воду потребляют жители столицы.

14. Многие вещи в музей передала дочь участника строительства канала Тевеля Юдина
IMG_6731.jpg

2 мая флотилия белоснежных пароходов, специально построенная для канала, пришвартовалась у Северного речного вокзала. А 15 июля было открыто движение пассажирских и грузовых судов

15.
IMG_6729.jpg

За пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач (110 Кв) и другие объекты и сооружения.

16.
IMG_6750.jpg

Известен случай во время войны, что на Сходненской улице у Деривационного канала остановился немецкий танк, оттуда выглянул офицер, что-то записал в блокнот и уехал в сторону Алёшкинского леса. Также был прорыв мотоциклистов к Соколу со стороны Химок. Но почему больше никто за ними не последовал. Сейчас стало изветно, что перед наступающими немецкими войсками поставили самую настоящую стену из воды. На Истринском водохранилище взорвали водоспуски. Вот что пишет маршал Шапошников: "24 ноября немцы вплотную подошли к рубежу Истринское водохранилище, река Истра. С приближением немцев к этому рубежу водоспуски водохранилища были взорваны (по окончании переправы наших войск), в результате чего образовался водяной поток высотой до 2,5 м на протяжении до 50 км к югу от водохранилища. Попытки немцев закрыть водоспуски успехом не увенчались". Но с высотой водяного вала Шапошников ошибается. Если взять перепады высот на местности, то высота водяного шквала должна была быть не менее 25 метров.

18. Взорванный шлюз
IMG_6704.jpg

19.
IMG_6746.jpg

20. Участники строительства
IMG_6697.jpg

21.
IMG_6747.jpg

22.
IMG_6749.jpg

23.
IMG_6753.jpg

24.
IMG_6754.jpg

25.
IMG_6756.jpg

26.
IMG_6761.jpg

27.
IMG_6766.jpg

28.
IMG_6768.jpg

29.
IMG_6769.jpg

30.
IMG_6772.jpg

31. Оформление канала
IMG_6774.jpg

32.
IMG_6778.jpg

33.
IMG_6776.jpg

34.
IMG_6792.jpg

35.
IMG_6625.jpg

36.
IMG_6614.jpg

37.
IMG_6616.jpg

38.
IMG_6613.jpg

39.
IMG_6561.jpg

40.
IMG_6534.jpg

41.
IMG_6539.jpg

42.
IMG_6562.jpg

43.
IMG_6517.jpg

44.
IMG_6526.jpg

45.
IMG_6600.jpg

46. Замена трубопроводов на Сходненской ГЭС
IMG_6783.jpg

47. Сходненская ГЭС
IMG_6786.jpg

48.
IMG_6795.jpg

49.
IMG_6806.jpg

50.
IMG_6805.jpg

51.
IMG_6809.jpg

52.
IMG_6812.jpg

53.
IMG_6475.jpg

54.
IMG_6821.jpg

55.
IMG_6822.jpg

56.
IMG_6801.jpg

57.
IMG_6494.jpg

Спасибо _twin_, lica_alica, kis_dikiy, taxik, under_world_ru, moscow_i_ya, kostello_irq, marisha_amber, stabbut за хорошую компанию


promo tushinetc june 4, 2013 07:33 2
Buy for 10 tokens
Друзья, у меня появился промо - блок! Правила размещения: Не допускается реклама финансовых пирамид, порнографии, религиозных сект, всего, что нарушает законодательство РФ. Цена: всего 10 жетонов За злостное нарушение правил, доступ к размещению ссылок в промо-блоке будет запрещен автору…

  • 1
Миш а кто проводил экскурсию? Пару лет назад с музеем нас знакомила его директор, я сейчас не могу вспомнить имя, но помню что на канале она проработала с 17 лет, много усилий влажила в создание музея, а уж рассказывала -заслушаешься и много знала не по наслышке, а была свидетелем событий)

Бабушка. Не помню как зовут.

Канал Москвы и- это страшная ошибка

Вообще то давно пора признать, что сооружение канала стало чудовищной ошибкой и катастрофой для экологии Москвы! Сейчас все водохранилища под Москвой превращаются в болота, служат рассадником комаров и инфекций. Из-за отмершей живности, нижний слой вод так называемого "канала" наполнен трупным ядом и сероводородом. В канале и водохранилищах ежегодно тонет несколько сотен жителей Москвы (официальная статистика ГИМС). В "канал" сливаются промышленные отходы многих предприятий столицы..., и даже бытовая канализация (вот слово-то подходящее!) нескольких крупных районов Москвы. Канал непоправимо изменил климат на огромной территории средне-русской возвышенности, сделал его черезмерно влажным и привел к заболачиванию огромных районов Московской области. И наконец - Канал никак (!!!) не защищен от терористических атак! При взрыве и разрушении хотя бы одной плотины в ближайшем подмосковье огромная волна смоет несколько крупных подмосковныз городов (Мытищи, Лобня, Щеклово, Балашиха и т.д.) и Значительную часть северовостока столицы! "Из заповедного Учинского водохранилища очищенная волжская вода по Восточному водопроводному каналу подается в столицу для водоснабжения города." - Вода подается по открытому каналу, по земле и охраняется крайе слабо - посты невооруженной милиции стоят каждые 5 километров (даже не в прямой видимости) и уже были случаи (успешные между прочим!) отравления так называемой "питьеврй воды"!
Для сохранения экологии московского региона, для безопасной и здоровой жизни миллионов людей и защиты от террористических атак необходимо как можно скорее разобрать и засыпать этот канал! Надо исправить ошибку и вредительство так называемого "отца народов"!!!

Re: Канал Москвы и- это страшная ошибка

Какой бред:)

Человек...ты сам понял то что ты накалякал? Прежде подумай...хорошо подумай...Пустозвон.

  • 1