Михаил Брацило (tushinetc) wrote,
Михаил Брацило
tushinetc

Category:

Эмиль Гилельс: Гений клавиш

В журнале "Большая Москва" вышло моё большое интервью с внуком великого пианиста Эмиля Гилельса Кириллом Гиллельсом

19 октября исполняется 100 лет со дня рождения великого пианиста

Имя Эмиля Гилельса давно вписано золотыми буквами в историю мировой музыки. Это не артист, а само искусство, восторженно писала об Эмиле Гилельсе пресса. Москва открыла этого музыканта в 1933 году. Тогда он, 16-летний, победил на Всесоюзном конкурсе пианистов. Жюри приветствовало юного музыканта стоя, ведь в 16 лет он уже был пианистом мирового класса. В 1938 году его уровень оценили на конкурсе в Брюсселе. А в числе поклонников оказалась сама королева Елизавета. В день рождения маэстро мы решили побеседовать с его внуком, пианистом Кириллом Гилельсом.

Гилельс.jpg



- Кирилл, в этом году исполняется 100 лет со дня рождения вашего великого родственника Эмиля Гилельса. Какие юбилейные мероприятия проводятся в честь этого события? Как сохраняется наследие великого пианиста?

В немецком Фрайбурге прошёл великолепный фестиваль (уже третий по счёту с 2012 года) с участием маэстро Григория Соколова, Евгения Кисина и Джорджа Ли . В Москве в эти дни открывается экспозиция в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера и в фойе Зала имени Чайковского. Также будут концерты, как в Московской консерватории и филармонии, так и во многих городах нашего Отечества и за его пределами.

В этом году в издательстве "Азбуковник" вышла книга моей бабушки – супруги Эмиля Гилельса Фаризет Гилельс – "Мой Гилельс. Сквозь призму любви" (Сборник её воспоминаний и дневниковых записей).

Наследием пианиста занимается его семья – я и мой папа, зять Эмиля Григорьевича. Помимо работы с архивом и его переводом в цифру, также мы занимаемся и записями исполнений Эмиля Гилельса. Имеются неопубликованные фонограммы. Помимо творческих задач, попутно приходится решать и юридические – с каждым из субъектов права нужно договариваться письменно.

Эмиль Гилельс говорил: «Мой памятник – мои пластинки: меня не будет, а пластинки останутся». Наша фирма «Мелодия» сделала фантастический проект – достойнейшую коробку с 50-ю дисками, в том числе с ранее не публиковавшимися записями! Немецкая «Дойче граммофон» также порадовала слушателя своим собранием записей. В общем, юбилей только начинается - и нас ждут ещё многие события!

- Как Эмиль Григорьевич начал заниматься музыкой? Где прошло его детство?

Детство прошло в Одессе, которая в те годы была сосредоточением культурной жизни, течению которой не помешали ни революции, ни войны. Заниматься музыкой Эмиль Гилельс начал очень рано – в три года. В доме стоял старый «Шредер» - инструмент, который сразу привлёк маленького Милю. Его поражало звучание инструмента и ритмы, особенно притягивала клавиатура, к которой он своими маленькими руками едва дотягивался. Его желание «подбирать» звуки было настолько сильным – не проходило и дня, чтобы «Миля» не «поиграл». На это обратили внимание музыканты, жившие в доме.

- Эмиль Григорьевич когда-нибудь выступал перед членами правительства? Он как-то характеризовал их? Не волновался ли перед такими выступлениями?

Довольно часто Эмиль Григорьевич принимал участие в «правительственных» концертах. Дед был вне системы политики, поэтому он не давал комментариев по поводу «особых» слушателей. Не думаю, что для него имело значение социальное положение слушателя: Эмиль Григорьевич руководствовался соображениями профессиональной совести и своим пониманием артистической миссии.

- В войну Эмиль Григорьевич давал концерты на фронте и в госпиталях, а в 1943 году он выступил в блокадном Ленинграде. Рассказывал ли он об этом?

Часто рассказывал, в том числе и моему отцу. О концерте и о самой поездке. Как Сталин на приёме, подойдя к Эмилю, сказал – «Эмиль настоящий герой. Когда он играет - пушки молчат».

- Что за инцидент на концерте в Стокгольме произошёл в 1968 году?

Это реакция на ввод советских войск в Прагу: западные слушатели, как могли, «бойкотировали» наших артистов. И это также коснулось деда. По требованию Госконцерта артист не мог отказаться от выступления, несмотря на улюлюканье и неприязнь толпы, окружавшую советские дипмиссии. Подобное творилось и в концертном зале. Дед вышел на сцену, постоял, выслушал свист и крики и с чувством собственного достоинства удалился. Контракт был соблюдён, Госконцерт получил валюту.

- Когда сняли Хрущёва, Гилельс навещал его. Он что-то рассказывал об этом? Понимал ли он, чем это ему может грозить?

Он был принципиальным человеком и никого не боялся. Конечно же, он всё понимал. И более того, не в связи с Хрущёвым, но неприятности были. Например, когда он отверг запрет Госконцерта на исполнение произведений Стравинского. Тогда Эмиль Григорьевич позвонил министру Екатерине Фурцевой и сказал: «Может, запретить и Дебюсси, раз Наполеон сжёг Москву?». И добавил, что или он исполняет Стравинского, или вообще никуда не поедет.

- А каков Эмиль Григорьевич был в жизни?

Честный, принципиальный, отзывчивый и скромный. Ну и замечательный дедушка! Помню, как из поездки в Японию привёз мне машинку (о, какая это была машинка!) и марципановый банан и персик. Эмиль Григорьевич никогда не отделялся от людей, мог, например, спокойно сходить в магазин за кефиром, не испытывая дискомфорта. При этом он мог поставить на место любого наглеца, и порой для этого хватало лишь взгляда Эмиля Григорьевича.

- Говорят, что Эмиль Григорьевич ценил юмор. Какие-то интересные истории, связанные с этим, вы можете рассказать?

Любил хорошие анекдоты и умел их рассказывать. Не любил, в отличие от коллег, юмора, задевающего человека, того, что современники мои называют «троллингом». Любил академические литературные анекдоты, исторические ситуации.

- Какие любимые композиторы были у Эмиля Григорьевича? Чьи произведения он любил исполнять?

Любил Бетховена, Шумана, Моцарта и Брамса. Вообще, Эмиль Григорьевич исполнял музыку конца 18 столетия и до начала 20-го – т.е. от Моцарта до Брамса. Что касается русской музыки, любил Рахманинова и Прокофьева. Отдельная история – Чайковский, которого Гилельс исполнял циклом (имею в виду его фортепианные концерты, все три).

За помощь в организации интервью большое спасибо прекрасной поэтессе Светлане Астрецовой

Tags: Гилельс, интервью, искусство, легенда. пианист
Subscribe
promo tushinetc june 4, 2013 07:33 2
Buy for 10 tokens
Друзья, у меня появился промо - блок! Правила размещения: Не допускается реклама финансовых пирамид, порнографии, религиозных сект, всего, что нарушает законодательство РФ. Цена: всего 10 жетонов За злостное нарушение правил, доступ к размещению ссылок в промо-блоке будет запрещен автору…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments