tushinetc

Самый загадочный блогер России


Previous Entry Share Next Entry
Как русские лётчики создали боевую авиацию в Саудовской Аравии
tushinetc
В 1916 году правитель Хиджаза, часть Саудовской Аравии, Хусейн ибн Али аль-Хашими заявил о независимости от турок. Последовавший крах османов привёл в 1918 году к борьбе за Аравийский полуостров такие державы как: Великобритания, Италия и Франция. Соответственно, каждая из них хотела контролировать саудовские вооружённые силы. Британцы попытались создать боевую авиацию саудитов своими руками. Но британцы есть британцы. Условия в пустыне, вечно засыпаемой песком плохие и поэтому их лётчики и специалисты быстро разбежались. И тогда британцы решили нанять на работу русских лётчиков, которые бежали из Советской России.




Бывший офицер Русской армии Максимов работал водителем и однажды к нему подсел джентльмен, который попросил отвезти его в самый дорогой ресторан. Там он назвался посланником Хиджаза и предложил ему создать авиаотряд из иностранцев. Жалованье ему было положено в 30 золотых фунтов стерлингов в месяц. Огромная сумма по тому времени. Плюс ещё сотрудникам авиаотряда полагались свои дома и льготы. А загадочный рекрутёр оказался легендарным Лоуренсом Аравийским, который 29 июля 1921 года вместе с бывшим капитаном ВВС Великобритании Бруком подписали в Джидде подписали с Хусейном соглашение о помощи в создании вооружённых сил.

Максимов из Александрии привёз капитанов Боброва и Найдёнова, которые влачили там нищенское существование работая портовыми грузчиками. Привезли и других русских специалистов. Они подписали контракт на полгода и начали ремонт техники. А лётчики Найдёнов, Бобров и полковник Широков поступили на службу в армию Хиджаза.

Caudrons
Лётчики2.jpg

Авиационная техника из-за песка находилась в очень плохом состоянии. Однако команде Максимова удалось привести её в надлежащий вид достаточно быстро. Уже в январе 1922 года в армии Хиджаза появилось девять исправных самолётов: Armstrong Whitworf - 3 самолёта; и по два Farman, Caudron, Airco D.H.9. Но остальные уже нельзя было отремонтировать. Правительство Хиджаза давило на Максимова и Найдёнова. В результате Найдёнов с рядом специалистов уехал из страны. А на их место взяли других русских авиаторов. 10 января 1922 года лётчик Минчанок разбился прямо на смотре короля. 25 февраля разбился Юнмейстер, летевший на Caudrons. Россиян, отказавшихся летать дальше уволили.

Armstrong Whitworf F.K.10
Лётчики4.jpg

Максимова пытались заставить лететь в Медину, чтобы сражаться с Недждом. Но он отказался и устроил вместе с иностранным персоналом забастовку. В результате его и механика Клибенского тоже уволили.

Но тут саудовцы поняли, что погорячились и предложили Найдёнову вернуться, в Египте была нанята русская группа - четыре механика и лётчик Широков. Клибенского тоже вернули. И 23 марта 1923 года Широков совершил полёт на отремонтированном Armstrong Whitworf из Джидды в Таиф. А в начале 1924 года саудовские самолёты, управляемые русскими лётчиками, совершили бомбардировку Турабаха.

Но 20 августа 1924 года войска короля Неджда Абдул Азиза Ибн Сауда вошли в Хиджаз. 3 октября Хусейн отрёкся от престола в пользу своего сына, а 13 октября армия Неджда захватила столицу Хиджаза Мекку.

Ибн Сауд со своим двоюродным братом Салманом аль-Арафа
Лётчики5.jpg

Командование Хиджаза попробовало воспользоваться преимуществом в воздухе и отправляло Широкова бомбить войска противника. Но авиационных бомб у них не было, а были гранаты и самопальные снаряды. Дело опасное и Широкову было предложено 60 золотых фунтов в месяц и бытылка виски в день и он вылетал на бомбёжки. За голову Широкова была объявлена награда. 18 января 1925 года самолёт Широкова взорвался в воздухе. До сих пор неясно, была ли это диверсия или же самопал взорвался. Но его голову пронесли по позициям войск Неджда.

Оставшиеся русские сражались до 21 декабря 1925 года, когда король Хиджаза капитулировал. Их судьба неизвестна, может быть попали в плен, а может быть бежали.

Но новой власти русские специалисты также требовались. И Максимов с Найдёновым продолжали восстанавливать авиатехнику. А также уже в 1927 году они обучили восемь арабских лётчиков. Соответственно за такую работу жалованье и льготы были существенно увеличены.

Farman
Лётчики3.jpg

Королевская семья вела борьбу против ваххабитского движения "Ихван", которые занимались грабежом и убийствами. Русские лётчики также приняли участие в этой борьбе. Среди них был капитан Бобров. Он погиб то ли после того, как был вынужден из-за поломки сесть и отстреливался. То ли было предательство. Но его голову. нанизанную на копьё, ваххабиты пронесли по улицам.

Абдель Азис ас-Сауд объединил страну и дал ей название в 1932 году. Он решил присоединить Йемен. В сентябре 1932 года йеменцы подбили самолёт и британо-немецкие спецы отказались дальше воевать. Их выпороли нафиг и уволили.
И вновь на помощь были призваны русские, которые прекрасно проявили себя в Йеменской войне 1932-1934 года. Например, они отремонтировали сбитый в 1932 самолёт Wapiti.

Wapiti Mk.IIA
Лётчики7.jpg

Из-за чудачеств местных властей русские постоянно уезжали из Саудовской Аравии, но их просили вернуться. 3 июня 1934 года Найдёнов с Максимовым снова вернулись в Джидду. Найдёнова принял сам правитель и после беседы с ним были закуплены четыре бомбардировщика Westland Wapiti и ещё 400 килограммов бомб.

5 июля Найдёнов после ремонта бомбардировщика Wapiti DH.9 решил испытать его, но во время посадки самолёт врезался в стену и перевернулся. Найдёнов Бог хранил, а может Аллах. Он получил лёгкие травмы. И 31 июля он летал уже на другом таком же бомбардировщике. Вместе с Максимовым они перегнали эти два самолёта в Таиф.

Airco D.H.9
Авиация8.jpg

В Таифе была оборудована главная база саудовских ВВС. Были приглашены лётчик Л.Кучлавский и механик В.Маковецкий. «Кодрон С.510 Пеликан» переоборудовали под медицинский самолёт для королевской семьи.

С 1936 года русские лётчики начинают полёты в сложных метеорологических условиях при сильном ветре. Песок бил об крылья самолётов. Но не смотря на это они уже летали на расстояние в 300 километров. Пилоты обслуживали 12 самолётов и хотели привлечь саудовцев к этому. Но для них техника оказалась очень сложной. При этом за 15 лет работы русских пилотов, не произошло ни одной катастрофы. Были у саудовцев и итальянские техники, но они проигрывали в мастерстве русским. А в 1939 году король вообще уволил итальянцев и поручил подготовку пилотов британцам, которые готовили пилотов в Египте. Те же, в свою очередь, по просьбе Найдёнова, привлекли русских.

В 1939 году у Саудовской Аравии было две лётные базы, отряд лётчиков и отряд техников.

Николай Найдёнов умер в Каире 28 марта 1947 года, а через год скончалась его жена Лидия Анисимовна. Похоронены они в Старом Каире на кладбище православного греческого монастыря Святого Георгия.

При подготовке статьи использована информация:

Балмасов C. «Русский штык на чужой войне»
Lennart Andersson. Wings Over the Desert. Aviation on the Arabian Peninsula. Artklar.z-bok/se
A Drunken Russian Pilot and the Bombing Mecca 1925/ Blogs.bl.uk/ 02 August 2016
«Возрождение» Париж. 1927. 31 июля
"Русская эмиграция, Франция 1917-47 гг". Париж. 2001




promo tushinetc june 4, 2013 07:33 2
Buy for 10 tokens
Друзья, у меня появился промо - блок! Правила размещения: Не допускается реклама финансовых пирамид, порнографии, религиозных сект, всего, что нарушает законодательство РФ. Цена: всего 10 жетонов За злостное нарушение правил, доступ к размещению ссылок в промо-блоке будет запрещен автору…

  • 1
Бутылка виски в день...
Это до вылета или после?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account