Михаил Брацило (tushinetc) wrote,
Михаил Брацило
tushinetc

Таинственная Монголия в Музее Востока

Монголия расположена в самом центре Центральной Азии. На протяжении веков на её просторах появлялись и исчезали, сменяя друг друга, народы и государства. В конце XII - начала XIII обитавшие в бассейне рек Онон, Керулен и Тола монгольские племена объединились под властью Чингисхана, сумевшего завоевать и подчинить себе полмира. Столица империи Кара-Корум поражала путешественников своим великолепием. После смерти Чингисхана империя распалась, однако бурные политические события мало отразились на культуре большей части населения, сохранявшего традиционный уклад кочевого скотоводства.




В XVI веке в мировоззрении монгольского народа происходят изменения, связанные с принятием буддизма, который оказал глубокое влияние на культуру Монголии.

02.


XVII-XIX века - время расцвета монгольского национального искусства, который был во многом определён выдающимся художником Дзанабадзара Гомборджийна, носившего почётный титул главы монгольского духовенства Ундур-гетен. Наделённый замечательными способностями, Дзанабадзар занимался фармакологией и астрономией, богословием и лингвистикой, поэзией и живописью, технологией бронзового литья и изготовлением досок для книгопечатания. Создавая скульптурные образы прекрасных по своей духовоной и физической природе существ, мастер подчёркивал в них то утончённое благородство, то ликующую жизненную энергию. Совершенство пропорций, отточенность поз и жестов сочеталось в них со стремлением передать и мягкую упругость тела, и трепет лёгкой улыбки, оживляющей лица персонажа.

03. Слева направо: Сита-Самвара; Амитабха - работа Дзанабадзара Гомборджийна; Авалокитешвара; Сьяма-Тара


Монгольская живопись, подобно скульптуре, была ориентирована на тибетские образцы, однако и в ней проявились характерные особенности, присущие монгольскому искусству - повышенная чуткость к декоративным возможностям цвета, его открытым мажорным сочетаниям. В мерцающем свете храмовых светильников, в окружении золотых и расписных статуй и сверкающей утвари иконы воспринимались как часть единого целого - храма-вселенной.

04. Наверху - Бегзе. Справа - Тракшад Наг-по


Большое распространение получили в Монголии не толко живописные, но и вышитые или исполненные в технике аппликации иконы. Части будущей аппликации, выкроенные из шёлка и парчи по лекалам, собирали вместе на ткани-основе и сшивали, маскируя швы тесьмой. Иконы-аппликации достигали размеров в десятки и сотни квадратных метров. Одним из центров создания скульптур и икон была Урга (ныне Улан-Батор). Здесь изготавливались также маски и костюмы для мистерии "цам" - представления, разыгрывавшегося дамами крупнейших буддийских монастырей. Театрализованная история распространения Учения была любимым праздничным зрелищем. На него собиралось почти всё население страны.

05. Женский головной убор


06. Майтрейя


07. Цзонхава; Олень


Фото: Михаил Брацило / Москультура

Подписывайтесь на мой канал "Культурная история" на Дзен

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект МосКультУра

Присоединяйтесь в друзья! Всем всегда рад!

Читать вКонтакте Смотрите в Instagram Читать в Facebook Дружить в ЖЖ


Tags: Монголия, Москультура, Музей, Музей Востока
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo tushinetc june 4, 2013 07:33 2
Buy for 10 tokens
Друзья, у меня появился промо - блок! Правила размещения: Не допускается реклама финансовых пирамид, порнографии, религиозных сект, всего, что нарушает законодательство РФ. Цена: всего 10 жетонов За злостное нарушение правил, доступ к размещению ссылок в промо-блоке будет запрещен автору…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments